Этический (профессиональный) кодекс Сообщества практиков реабилитации

Глоссарий

Члены Сообщества практиков реабилитации — специалисты в области реабилитации детей, подростков и молодых взрослых с двигательными и тяжелыми множественными нарушениями (физические терапевты, эрготерапевты, логопеды, дефектологи, психологи, ортопеды, неврологи и др.), сервис-провайдеры в области реабилитации, сотрудники социальных служб, благотворительных фондов и иных некоммерческих организаций, преподаватели, студенты и сотрудники образовательных программ и организаций, специалисты по подбору ТСР, клиенты реабилитационных сервисов.

Клиенты — дети, подростки и молодые взрослые с двигательными и тяжелыми множественными нарушениями развития, а также члены их семьи (родители, опекуны и др.).

Конфликт интересов — ситуация, в которой финансовые или иные личные соображения могут поставить под угрозу или негативно повлиять на профессиональное суждение и объективность специалистов.

Этический кодекс Сообщества практиков реабилитации — это свод внутренних правил профессионального сообщества людей разных профессий, работающих в области реабилитации детей и молодых взрослых с двигательными и тяжелыми множественными нарушениями.

Этический кодекс определяет рамки профессиональных отношений между специалистами реабилитации и их клиентами (родителями, опекунами, детьми, подростками и молодыми взрослыми с инвалидностью), между специалистами реабилитации и их коллегами, между преподавателями/наставниками/супервизорами и студентами в программах профессионального обучения, специалистами реабилитации и обществом.

Преамбула

Мы, члены Сообщества практиков реабилитации, осознаем свою ответственность перед нашими клиентами (детьми, подростками и молодыми взрослыми с инвалидностью и их семьями) и стремимся внести свой вклад в улучшение их жизни, а также в развитие общества через общую профессиональную позицию.

Члены Сообщества практиков реабилитации разделяют убеждение, что:

  • любой ребенок, подросток и взрослый независимо от возраста и особенностей физического и ментального здоровья по праву рождения обладает достоинством;
  • детей, подростков и взрослых с двигательными и тяжелыми множественными нарушениями много в любом обществе; они являются одной из наиболее уязвимых социальных групп в силу возрастных, правовых и иных факторов и нуждаются в особой поддержке и защите;
  • любой ребенок, подросток и взрослый с двигательными и тяжелыми множественными нарушениями тесно связан со своей семьей или иными лицами, осуществляющими заботу о нем, и эта связь очень важна и влияет на всех участников данных отношений;
  • сфера реабилитации может быть необходима детям, подросткам и взрослым с двигательными и тяжелыми множественными нарушениями в разные периоды их жизни.

Кроме того, члены Сообщества практиков реабилитации признают, что:

  • специалисты реабилитационной сферы обладают профессиональными знаниями и компетенциями, а значит, ответственностью, властью и влиянием;
  • при работе с любыми людьми, а особенно с людьми в сложном физическом или эмоциональном состоянии, кризисе или в ситуации тяжелого опыта, можно столкнуться со сложными комплексными и неоднозначными профессиональными и этическими вызовами;
  • современная реабилитационная сфера может значительно влиять на улучшение жизни детей, подростков и взрослых с двигательными и тяжелыми множественными нарушениями в самых разных областях исключительно в условиях, когда работа специалистов базируется на профессиональной этике, научно-обоснованных подходах и следовании гуманитарным принципам.

Учитывая все вышесказанное, мы определяем и закрепляем в данном Этическом кодексе основные принципы своей работы:

  • Члены Сообщества практиков реабилитации следуют ценностям гуманизма, честности, открытости, ответственности, справедливости, гибкости, нестяжательства, сотрудничества и непрерывного профессионального образования и развития.
  • Целью реабилитации является развитие и улучшение конкретных и приоритетных для ребенка, подростка или взрослого и его семьи видов активности, способов вовлечения в повседневную жизнь и поощрения его самостоятельности.
  • Цели реабилитации соотносятся с основными потребностями человека, важными для развития его независимой жизни (потребности в коммуникации, мобильности, продуктивной деятельности и способности включаться в социальное взаимодействие и жизненные ситуации).
  • В своей работе члены Сообщества практиков реабилитации придерживаются исключительно следующих подходов: соблюдение принципов «делай благо» и «не навреди»; уважение автономии клиентов и информированный выбор; социальный подход в реабилитации; опора на стандарты доказательно-информированной практики; семейно-центрированная практика; междисциплинарность; клиническое мышление; отказ от использования болезненных или унижающих человеческое достоинство методов реабилитации.
  • Отношения между всеми участниками процесса реабилитации строятся на основе уважения прав и человеческого достоинства клиентов и коллег, а также расовых, этнических, культурных, религиозных, половых и возрастных различий; на основе партнерства, разделения ответственности и активного участия.
  • Члены Сообщества практиков реабилитации следуют принципам презумпции родительской любви и защиты интересов своих детей, относятся к родителям и опекунам как к партнерам и признают за ними их экспертность в отношении своих детей, легитимность их решений во всех случаях, кроме ситуаций прямого вреда или угрозы причинения такого вреда ребенку.
  • Члены Сообщества практиков реабилитации следуют принципам презумпции любви и защиты членов семьи взрослого человека с инвалидностью, признают, что члены семьи действуют исходя из наилучших интересов взрослого человека с инвалидностью, относятся к родителям, другим членам семьи и опекунам как к партнерам и признают за ними их экспертность в отношении членов своей семьи с инвалидностью, легитимность их решений во всех случаях, кроме ситуаций прямого вреда или угрозы причинения такого вреда человеку с инвалидностью.
  • Дети, подростки и взрослые с двигательными и тяжелыми множественными нарушениями принимают участие во всех этапах реабилитационных процессов с учетом уровня их развития, понимания ситуации и степени включенности, которую они демонстрируют в обычной, естественной для них среде. Задача специалистов и взрослых — помогать им в этом, способствуя повышению их субъектности.

Основные положения Этического кодекса

Отношения специалиста по реабилитации с клиентами

Важной профессиональной ценностью специалистов по реабилитации является приоритет благополучия клиентов и их автономии. При необходимости специалисты по реабилитации защищают клиентов от любых опасных и/или недобросовестных действий своей организации, включая ее руководство, коллег, а также третьих лиц.

При взаимодействии с клиентами специалисты используют разные виды и формы эффективной коммуникации, такие как доброжелательность и эмпатия; создание ситуации предсказуемости; информирование обо всем происходящем; использование общедоступного языка общения, включая средства альтернативной и/или дополнительной коммуникации; общение с клиентом с учетом его уровня развития; поддержание агентской роли у клиента; уважение разных мнений; готовность рекомендовать коллег для получения «второго» мнения.

Специалисты по реабилитации стараются избегать непрофессиональных отношений с клиентами и отношений, способных порождать конфликт интересов, поскольку они могут повлиять на профессиональные решения или увеличить риск причинения вреда клиентам. Специалисты по реабилитации работают над планом и целями реабилитации совместно с родителями, опекунами и членами семьи и самими детьми, подростками или взрослыми с двигательными и множественными нарушениями, активно вовлекая их в принятие решений.

Для специалистов реабилитационной сферы клиентом, как правило, является не только сам ребенок, подросток или взрослый с двигательными и множественными нарушениями, но и его семья. При возможных конфликтах интересов специалисты действуют из наилучших интересов сторон, однако возможен обоснованный выбор одной из сторон.

Любое решение специалиста по отношению к клиенту должно соответствовать его профессиональной компетенции, а также соответствовать актуальным научным и практическим исследованиям в области реабилитации.

Во всех решениях по отношению к клиентам специалисту важно учитывать свои личностные ограничения (включая эмоциональные ограничения и этические представления). При необходимости ему следует консультироваться с другими специалистами или направить клиента к ним.

В случае, если специалист совершил ошибку, причинил вред или понял, что его действия могут иметь негативные последствия для клиента в дальнейшем, он обязан сообщить об этом своему руководителю и принять меры по информированию клиента, минимизации и/или возмещению вреда.

Отношения специалиста по реабилитации с коллегами

Специалист по реабилитации внимательно относится к случаям, когда клиент параллельно получает помощь у других специалистов, и старается максимально уменьшить возможные противоречия, из-за которых могут пострадать интересы клиента. При возможности и наличии согласия клиента специалист по реабилитации сотрудничает с другими специалистами.

Оценивая и/или комментируя профессиональную деятельность или квалификацию коллег, специалисты по реабилитации выражают свои профессиональные разногласия, опираясь на исследования в области доказательной медицины.

Делая заявления в публичном пространстве, специалисты по реабилитации поясняют, что они выражают свою личную точку зрения, а не говорят от имени всех специалистов/консультантов по реабилитации или профессии.

Отношения специалиста по реабилитации с обществом

Члены Сообщества практиков реабилитации по возможности вносят личный вклад в повышение информированности своей целевой аудитории и общества в целом о научно-обоснованных подходах эффективной реабилитации, а также участвуют в развитии Сообщества практиков реабилитации и повышении клинического и управленческого качества продуктов и услуг своей организации и сферы реабилитации в целом.

Члены Сообщества практиков реабилитации стараются популяризировать инклюзивный подход, выступать за изменения в законах, способствующих социальной справедливости, равным возможностям, автономии и осознанному выбору в отношении людей с инвалидностью.

Конфиденциальность

Конфиденциальность является необходимым принципом процесса реабилитации. Специалисты реабилитации уважают права клиентов на неприкосновенность частной жизни, не разглашают информацию о жизни клиента и организуют работу так, чтобы конфиденциальность клиента была максимально обеспечена и поддерживалась всеми участниками процесса реабилитации, в том числе сотрудниками реабилитационных сервисов, сотрудниками некоммерческих и благотворительных организаций, включенных в процессы реабилитации клиента, участниками программ профессионального образования, стажировок, супервизий, студентами и волонтерами.

Конфликт интересов

В ситуациях, когда финансовые соображения, собственные убеждения или личные/профессиональные отношения могут поставить под угрозу или негативно повлиять на профессиональные суждения и объективность, специалисты по реабилитации информируют все заинтересованные стороны о наличии и характере конфликта интересов и/или ограничивают свое участие или отказываются от позиции, в рамках которой возникает такой конфликт.

Компетентность

Специалист по реабилитации стремится постоянно поддерживать и развивать свою профессиональную компетентность, знакомясь с новейшими достижениями теории и практики реабилитации, участвуя в регулярных интервизиях и супервизиях с коллегами и постоянно поддерживая уровень своей компетенции в релевантных областях своей деятельности.

В случае, если специалист по реабилитации не обладает необходимыми профессиональными знаниями или навыками, он осознает свои ограничения и обращается за помощью и сотрудничеством к соответствующим специалистам, коллегам, наставникам или супервизору.

Специалист по реабилитации, представляя себя в любом контексте, точно и правдиво информирует о своем образовании, профессиональной подготовке, границах компетенций и опыте. Подтверждением профессиональной компетенции специалиста являются дипломы об образовании, дипломы о профессиональной переподготовке, свидетельства об аккредитации специалистов, удостоверения о повышении квалификации установленного образца и иные сертификаты о повышении квалификации. Недопустимо вводить в заблуждение относительно своей профессиональной компетенции настоящих или потенциальных клиентов, а также коллег.

Для сохранения и улучшения своего профессионального уровня члены Сообщества практиков реабилитации занимаются непрерывным профессиональным развитием в формате непрерывного профессионального образования, по возможности участвуя в постоянном профессиональном обмене опытом с российскими и зарубежными коллегами и регулярно запрашивая обратную связь от клиентов, коллег и иных заинтересованных сторон.

Отношения специалиста по реабилитации с преподавателями, наставниками, супервизорами, студентами, участниками супервизий и стажировок

Этические принципы, описанные в настоящем Кодексе, также регулируют профессиональные отношения в процессе обучения специалистов и развития их компетенций в учебных заведениях, в том числе в рамках неформальных образовательных инициатив и на базах клинической практики. Преподаватели, наставники, супервизоры, специалисты по реабилитации, студенты, участники стажировок и супервизий должны сотрудничать между собой, руководствуясь правилами профессионального этического поведения.

Руководители учебных программ несут ответственность за своевременное ознакомление обучающихся с ценностями, этическими принципами и правилами поведения и за информирование о необходимости их соблюдать в течение всего образовательного процесса. Они также уведомляют о возможности разбора и вынесения решений в случае неэтичных поступков.

Преподаватели, супервизоры, наставники, руководители клинической практики и специалисты по реабилитации в начале своей работы в рамках процесса обучения четко разъясняют студентам границы конфиденциальности и по необходимости возвращаются к этому вопросу.

Разрешение этических конфликтов

Важной частью этического принятия решений является коллегиальное обсуждение сложных этических вопросов и конфликтов.

При подозрении на нарушение Этического кодекса Сообщества практиков реабилитации в зависимости от ситуации следует проконсультироваться с членом Сообщества, предположительно совершившим нарушение, с другими коллегами или со своим руководством, чтобы найти неформальное решение.

Для обсуждения сложных случаев каждый член Сообщества практиков реабилитации может обратиться с просьбой о созыве Этического комитета. Если подобные случаи уже были изучены Этическим комитетом ранее и по ним были приняты рекомендации, подходящие данному случаю, то следует придерживаться их.

Члены Этического комитета выбираются членами Сообщества по утвержденной системе. Этический комитет сообщает об итогах рассмотрения этических конфликтов и принятых решений, соблюдая требования конфиденциальности. Решения Комитета имеют рекомендательный характер.

Адрес Этического комитета: ethics@physrehab.ru.

Не реже одного раза в год Cообщество практиков реабилитации проводит опрос с целью выявления актуальных этических проблем и организует публичное обсуждение этических вопросов (в форме онлайн-конференции).

Сообщество практиков реабилитации поддерживает включение этических вопросов в программу курсов подготовки специалистов, курсов дополнительного профессионального образования и неформальных образовательных инициатив, а также выступает за обсуждение этических вопросов на интервизиях, супервизиях, конференциях и в иных публичных дискуссиях.