Члены Сообщества практиков реабилитации — специалисты в области реабилитации детей, подростков и молодых взрослых с двигательными и тяжелыми множественными нарушениями (физические терапевты, эрготерапевты, логопеды, дефектологи, психологи, ортопеды, неврологи и др.), сервис-провайдеры в области реабилитации, сотрудники социальных служб, благотворительных фондов и иных некоммерческих организаций, преподаватели, студенты и сотрудники образовательных программ и организаций, специалисты по подбору ТСР, клиенты реабилитационных сервисов.
Клиенты — дети, подростки и молодые взрослые с двигательными и тяжелыми множественными нарушениями развития, а также члены их семьи (родители, опекуны и др.).
Конфликт интересов — ситуация, в которой финансовые или иные личные соображения могут поставить под угрозу или негативно повлиять на профессиональное суждение и объективность специалистов.
Этический кодекс Сообщества практиков реабилитации — это свод внутренних правил профессионального сообщества людей разных профессий, работающих в области реабилитации детей и молодых взрослых с двигательными и тяжелыми множественными нарушениями.
Этический кодекс определяет рамки профессиональных отношений между специалистами реабилитации и их клиентами (родителями, опекунами, детьми, подростками и молодыми взрослыми с инвалидностью), между специалистами реабилитации и их коллегами, между преподавателями/наставниками/супервизорами и студентами в программах профессионального обучения, специалистами реабилитации и обществом.
Мы, члены Сообщества практиков реабилитации, осознаем свою ответственность перед нашими клиентами (детьми, подростками и молодыми взрослыми с инвалидностью и их семьями) и стремимся внести свой вклад в улучшение их жизни, а также в развитие общества через общую профессиональную позицию.
Члены Сообщества практиков реабилитации разделяют убеждение, что:
Кроме того, члены Сообщества практиков реабилитации признают, что:
Учитывая все вышесказанное, мы определяем и закрепляем в данном Этическом кодексе основные принципы своей работы:
Важной профессиональной ценностью специалистов по реабилитации является приоритет благополучия клиентов и их автономии. При необходимости специалисты по реабилитации защищают клиентов от любых опасных и/или недобросовестных действий своей организации, включая ее руководство, коллег, а также третьих лиц.
При взаимодействии с клиентами специалисты используют разные виды и формы эффективной коммуникации, такие как доброжелательность и эмпатия; создание ситуации предсказуемости; информирование обо всем происходящем; использование общедоступного языка общения, включая средства альтернативной и/или дополнительной коммуникации; общение с клиентом с учетом его уровня развития; поддержание агентской роли у клиента; уважение разных мнений; готовность рекомендовать коллег для получения «второго» мнения.
Специалисты по реабилитации стараются избегать непрофессиональных отношений с клиентами и отношений, способных порождать конфликт интересов, поскольку они могут повлиять на профессиональные решения или увеличить риск причинения вреда клиентам. Специалисты по реабилитации работают над планом и целями реабилитации совместно с родителями, опекунами и членами семьи и самими детьми, подростками или взрослыми с двигательными и множественными нарушениями, активно вовлекая их в принятие решений.
Для специалистов реабилитационной сферы клиентом, как правило, является не только сам ребенок, подросток или взрослый с двигательными и множественными нарушениями, но и его семья. При возможных конфликтах интересов специалисты действуют из наилучших интересов сторон, однако возможен обоснованный выбор одной из сторон.
Любое решение специалиста по отношению к клиенту должно соответствовать его профессиональной компетенции, а также соответствовать актуальным научным и практическим исследованиям в области реабилитации.
Во всех решениях по отношению к клиентам специалисту важно учитывать свои личностные ограничения (включая эмоциональные ограничения и этические представления). При необходимости ему следует консультироваться с другими специалистами или направить клиента к ним.
В случае, если специалист совершил ошибку, причинил вред или понял, что его действия могут иметь негативные последствия для клиента в дальнейшем, он обязан сообщить об этом своему руководителю и принять меры по информированию клиента, минимизации и/или возмещению вреда.
Специалист по реабилитации внимательно относится к случаям, когда клиент параллельно получает помощь у других специалистов, и старается максимально уменьшить возможные противоречия, из-за которых могут пострадать интересы клиента. При возможности и наличии согласия клиента специалист по реабилитации сотрудничает с другими специалистами.
Оценивая и/или комментируя профессиональную деятельность или квалификацию коллег, специалисты по реабилитации выражают свои профессиональные разногласия, опираясь на исследования в области доказательной медицины.
Делая заявления в публичном пространстве, специалисты по реабилитации поясняют, что они выражают свою личную точку зрения, а не говорят от имени всех специалистов/консультантов по реабилитации или профессии.
Члены Сообщества практиков реабилитации по возможности вносят личный вклад в повышение информированности своей целевой аудитории и общества в целом о научно-обоснованных подходах эффективной реабилитации, а также участвуют в развитии Сообщества практиков реабилитации и повышении клинического и управленческого качества продуктов и услуг своей организации и сферы реабилитации в целом.
Члены Сообщества практиков реабилитации стараются популяризировать инклюзивный подход, выступать за изменения в законах, способствующих социальной справедливости, равным возможностям, автономии и осознанному выбору в отношении людей с инвалидностью.
Конфиденциальность является необходимым принципом процесса реабилитации. Специалисты реабилитации уважают права клиентов на неприкосновенность частной жизни, не разглашают информацию о жизни клиента и организуют работу так, чтобы конфиденциальность клиента была максимально обеспечена и поддерживалась всеми участниками процесса реабилитации, в том числе сотрудниками реабилитационных сервисов, сотрудниками некоммерческих и благотворительных организаций, включенных в процессы реабилитации клиента, участниками программ профессионального образования, стажировок, супервизий, студентами и волонтерами.
В ситуациях, когда финансовые соображения, собственные убеждения или личные/профессиональные отношения могут поставить под угрозу или негативно повлиять на профессиональные суждения и объективность, специалисты по реабилитации информируют все заинтересованные стороны о наличии и характере конфликта интересов и/или ограничивают свое участие или отказываются от позиции, в рамках которой возникает такой конфликт.
Специалист по реабилитации стремится постоянно поддерживать и развивать свою профессиональную компетентность, знакомясь с новейшими достижениями теории и практики реабилитации, участвуя в регулярных интервизиях и супервизиях с коллегами и постоянно поддерживая уровень своей компетенции в релевантных областях своей деятельности.
В случае, если специалист по реабилитации не обладает необходимыми профессиональными знаниями или навыками, он осознает свои ограничения и обращается за помощью и сотрудничеством к соответствующим специалистам, коллегам, наставникам или супервизору.
Специалист по реабилитации, представляя себя в любом контексте, точно и правдиво информирует о своем образовании, профессиональной подготовке, границах компетенций и опыте. Подтверждением профессиональной компетенции специалиста являются дипломы об образовании, дипломы о профессиональной переподготовке, свидетельства об аккредитации специалистов, удостоверения о повышении квалификации установленного образца и иные сертификаты о повышении квалификации. Недопустимо вводить в заблуждение относительно своей профессиональной компетенции настоящих или потенциальных клиентов, а также коллег.
Для сохранения и улучшения своего профессионального уровня члены Сообщества практиков реабилитации занимаются непрерывным профессиональным развитием в формате непрерывного профессионального образования, по возможности участвуя в постоянном профессиональном обмене опытом с российскими и зарубежными коллегами и регулярно запрашивая обратную связь от клиентов, коллег и иных заинтересованных сторон.
Этические принципы, описанные в настоящем Кодексе, также регулируют профессиональные отношения в процессе обучения специалистов и развития их компетенций в учебных заведениях, в том числе в рамках неформальных образовательных инициатив и на базах клинической практики. Преподаватели, наставники, супервизоры, специалисты по реабилитации, студенты, участники стажировок и супервизий должны сотрудничать между собой, руководствуясь правилами профессионального этического поведения.
Руководители учебных программ несут ответственность за своевременное ознакомление обучающихся с ценностями, этическими принципами и правилами поведения и за информирование о необходимости их соблюдать в течение всего образовательного процесса. Они также уведомляют о возможности разбора и вынесения решений в случае неэтичных поступков.
Преподаватели, супервизоры, наставники, руководители клинической практики и специалисты по реабилитации в начале своей работы в рамках процесса обучения четко разъясняют студентам границы конфиденциальности и по необходимости возвращаются к этому вопросу.
Важной частью этического принятия решений является коллегиальное обсуждение сложных этических вопросов и конфликтов.
При подозрении на нарушение Этического кодекса Сообщества практиков реабилитации в зависимости от ситуации следует проконсультироваться с членом Сообщества, предположительно совершившим нарушение, с другими коллегами или со своим руководством, чтобы найти неформальное решение.
Для обсуждения сложных случаев каждый член Сообщества практиков реабилитации может обратиться с просьбой о созыве Этического комитета. Если подобные случаи уже были изучены Этическим комитетом ранее и по ним были приняты рекомендации, подходящие данному случаю, то следует придерживаться их.
Члены Этического комитета выбираются членами Сообщества по утвержденной системе. Этический комитет сообщает об итогах рассмотрения этических конфликтов и принятых решений, соблюдая требования конфиденциальности. Решения Комитета имеют рекомендательный характер.
Адрес Этического комитета: ethics@physrehab.ru.
Не реже одного раза в год Cообщество практиков реабилитации проводит опрос с целью выявления актуальных этических проблем и организует публичное обсуждение этических вопросов (в форме онлайн-конференции).
Сообщество практиков реабилитации поддерживает включение этических вопросов в программу курсов подготовки специалистов, курсов дополнительного профессионального образования и неформальных образовательных инициатив, а также выступает за обсуждение этических вопросов на интервизиях, супервизиях, конференциях и в иных публичных дискуссиях.